Вопросы и ответы о венчании от священника

 
 

Вопросы и ответы о венчании от священника




в последнее время стало особенно модно крестить детей и венчаться. Но не кажется ли вам, что ребенок сам должен выбирать вероисповедание. А для этого он как минимум должен стать человеком мыслящим? У нас же принято крестить новорожденных.

— Сегодня многие относятся к крещению именно как к обряду. Но это не обряд, а таинство, смысл которого — приобщение человека к общению с Богом. Христианская вера дерзновенна. Мы верим в то, что Бог стал человеком. Не принял вид человека, не казался человеком, а действительно им стал, соединил в Себе, в Своей личности две природы — природу Бога и природу человека. Таинство крещения вводит человека в это чудесное единство Бога и человека, делает его членом Тела Христова, членом Церкви. Но между греховной и святой жизнью — пропасть. И человек должен радикальным образом изменить всю свою жизнь. Поэтому крещение совершается через троекратное погружение в воду с призванием имени Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Когда воды смыкаются над головой крещаемого — это символ таинственной смерти: смерти для греха.

Теперь о том, можно ли крестить детей. Крещение детей — очень древняя традиция. Еще у апостола Павла сказано, что в результате проповеди крестились целыми домами, семействами. Возможность совершать над ребенком таинство крещения обусловлена тем, что в крещении человеческое естество освобождается от уз греха и непреодолимой склонности к пороку. Поэтому Церковь посчитала важным с самого юного, фактически бессознательного возраста предоставлять человеку возможность быть свободным от власти греха, побеждать его в себе и творить добро. Безусловно, это важно при условии получения ребенком христианского воспитания как от родителей, так и от восприемников у купели крещения, в простонародье именуемых крестными.

— Что необходимо для совершения самого обряда?

— Для крещения необходимо иметь нательный крест, полотенце и белую крещальную рубашку до пят с длинными рукавами. В этой рубашке взрослый и входит в купель, где совершается троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа.

— И как этот священный обряд сочетается с тем, что за него берут деньги? Кстати, в разных церквях сумма разная. Впрочем, как и сам подход.

— Можно говорить только о добровольном пожертвовании. Когда же в храмах вывешивается так называемый ценник: крещение стоит столько-то, венчание столько-то, молебен столько-то, это неправильно. Тогда действительно у людей невольно создается впечатление, что «таинства продаются». А в Евангелии написано четко: даром приняли, даром давайте. Но ситуация меняется. Я знаю, что сегодня во многих общинах таинства совершаются безвозмездно. Наша община св. Екатерины не исключение. Кроме того, фактически в любом храме неимущий человек может по согласованию с настоятелем договориться о том, что таинство будет совершено бесплатно. Думаю, самая тяжелая ситуация с ценниками в селе. Но человек, которого искушает тот факт, что сельский священник «все делает за деньги», должен помнить: нередко это вызвано тем, что семья священника голодает. Я знаю много таких случаев. В будущем, я надеюсь, ситуация изменится.

— Как следует выбирать крестных?

— Сегодня обычно исходят из желания видеть того или иного человека своим родственником. А это неправильно. Крестный должен быть верующим и, что очень важно, церковным человеком. Другими словами, он должен знать веру Церкви и участвовать в ее жизни — принимать Таинства. Если же вера крестного, так сказать, абстрактна, то чему тогда он сможет научить вашего ребенка?

— Какие обязанности возлагаются на них? Ведь зачастую миссия крестных сводится к дарению подарков по праздникам.

— Миссия крестных родителей — помочь ребенку стать христианином, сделать так, чтобы он вырос в Церкви, стал церковным человеком. У нас часто говорят: «Я верующий, но не фанатик». Это означает следующее: я верю в Бога, но ходить в церковь ленюсь либо не считаю нужным. Это какая-то другая вера, не христианская. Что может сделать такой «абстрактно верующий» крестный для ребенка? Ничего. Он не может помочь, поскольку сам нуждается в помощи. Поэтому не нужно обманывать себя тем, что симпатичный вам человек, которого вы хотите сделать крестным своего ребенка, «почти церковный» или «вскоре им станет». Если вы действительно хотите блага для своего ребенка, то ищите крестного среди верующих, среди тех, кто регулярно исповедуется и причащается.

— Кто не может быть крестным и крестной? И почему?

— По правилам Церкви не могут быть восприемниками несовершеннолетние, преступники, безумные, люди, ведущие греховный способ жизни. Это объясняется тем, что они не способны к учительству и не могут содействовать духовному развитию ребенка. Традиция не брать в крестные монахов и монахинь объясняется тем образом жизни, который они ведут. Монах бежит от мира, а обязанности крестного этому, скажем так, не всегда способствуют. Кроме того, это часто ведет к общению с противоположным полом, которого монахи тоже избегают. Нужно также помнить, что браки между крестными и крестниками канонически запрещены (из-за духовного родства). Родные мать и отец тоже не могут быть крестными своего ребенка, поскольку они уже имеют другие обязательства перед ним.

— Как разобраться, кто кому приходится кумом? Являются ли кумовьями родители ребенка и его крестные. Или кумовья — это только крестные между собой.

— И то и другое, потому что между ними устанавливается 1-я и 2-я степени родства.

— Если кто-то из крестных принял, например, мусульманство или иудаизм, останется ли он по-прежнему крестным ребенка?

— Крестный отец или мать — это духовное родство. Его смысл в духовном руководстве, в наставлении в христианской вере. Если же крестный отказался от той веры, в которой он должен был наставлять крещаемого, то как, спрашивается, он может исполнять свои обязанности? В таком случае нужно молиться и ждать, чтобы человек вернулся в Церковь. Кстати, если крестный стал агностиком или атеистом, он тоже перестает пребывать в духовном родстве с ребенком.

— Бытует мнение, что если ребенка не покрестить, то он будет более подвержен болезням и несчастьям. Правда ли это?

— Если бы это было так, то мы бы могли упрекнуть Бога в ревности, которая граничит с жестокосердием. А ведь Бог — само милосердие, и Его любовь простирается над грешными и праведными, теми, кто принадлежит Его Церкви, и теми, кто находится за ее пределами. Но дело в том, что Церковь может соборно молиться только за своего члена. Поэтому тот, кто не крещен, не может прибегать к целительной силе Церкви, а о здоровье ребенка нельзя молиться соборно на евхаристическом собрании. Отсюда те представления, о которых вы упомянули.

— А еще говорят, что женщина, у которой «критические дни», не может крестить ребенка.

— По церковным канонам женщина в это время не может участвовать в богослужении. Чем это объясняется? В ветхозаветной книге Левит говорится о том, что в это время женщина отделялась от остальных и всякое прикосновение к ней приводило к нечистоте. Такой же взгляд на вещи разделяли и другие древние народы. Новый Завет принес совершенно другое отношение. Поскольку мы сотворены Богом, в нас нет ничего нечистого, оскверняет не естественное истечение, а грех. Я по этому поводу могу привести, например, мнение Патриарха Сербского Павла, который считает, что в этом состоянии женщина может «приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении». По мнению Патриарха Павла, в этой ситуации женщина не должна причащаться, некрещеная — креститься, но это оправданно, если существует угроза жизни. Вопрос об участии в крещении в качестве крестной остается открытым, однако лучше было бы от этого воздержаться.

— Также говорят, что мать не может присутствовать в церкви во время крещения ребенка. Почему?

— Это в том случае, если крещение совершается ранее чем через 40 дней после родов. Согласно церковной традиции, роженица может войти в храм лишь на сороковой день после родов, когда над нею священником читается специальная молитва. Поэтому, если крещение совершается после этого срока, вы можете попросить священника, чтобы он прочитал очистительную молитву, и присутствовать на крещении.

— На мой взгляд, к таинству венчания у нас тоже подходят довольно легкомысленно. Что должны знать молодожены, прежде чем сделать столь ответственный шаг?

— Вы правы. К венчанию чаще всего относятся как к еще одной форме свадебной церемонии. Однако участие в любом таинстве Церкви предполагает веру и церковность. В браке состояние влюбленности со временем проходит, и человек начинает видеть свою «половину» уже в другом свете, вместе со всеми недостатками. Это означает, что для вступающих в брак актуальна одна из главных тем христианской этики — проблема любви и единства. Что такое христианская любовь? Как она связана с жертвенностью, с милосердием? Как терпеть близкого человека, как научиться продолжать любить его, если влюбленность прошла? Здесь нельзя ответить конкретно: нужно знать то-то и то-то. Нужно просто быть христианином.

— Существуют ли у нас школы при церкви? Ведется ли разъяснительная работа о смысле таинства венчания с парами, желающими это сделать?

— Да, при некоторых приходах существуют специальные катехитические (огласительные) школы, где человеку помогают изучить веру Церкви, ее историю, смысл богослужений. В Киеве такие школы существуют при нескольких приходах, в том числе и при нашем.

Священник обычно собеседует с теми, кто желает венчаться. Таких бесед может быть несколько, а присутствовать на них могут несколько пар. К сожалению, в больших храмах такую практику установить трудно — из-за слишком большого количества венчающихся. Но мне кажется, что собеседовать с брачующимися перед венчанием необходимо неукоснительно.

— Как вы относитесь к тому, что в некоторых церквях венчают оптом, порой путая имена венчающихся?

— Это связано с тем, что многие пары хотят обвенчаться в «красивой церкви». А на самом деле нужно венчаться не в живописном месте, а в той общине, к которой ты принадлежишь. Венчаться «оптом» плохо, а вот спасаться сообща, в общении с другими — хорошо. Поэтому нужно держаться своей общины. Если же таковой нет, то Таинство венчания не оказывает фактически никакого воздействия на вступающих в брак. Что из этого выходит, показала недавно в своем фильме «Чеховские мотивы» Кира Муратова.

— Проходит время, и люди решают развестись. Могут ли они «развенчаться»?

— То, что в Церкви нет чина «развенчания», как вы выражаетесь, показывает, что это противоестественно. В Церкви действует максима: то, что соединил Господь, человек да не разлучает. Но по снисхождению дается возможность церковного развода. Причиной может быть только полный крах брака, когда из-за предательства одного из супругов нарушена чистота брака. Но и в этом случае можно покрыть беззаконие любовью и тем спасти семью. Более того, я думаю, это самый правильный выход даже из такого положения, поскольку если бы Господь не прощал наших предательств, мы не имели бы возможности спастись.


Создан 17 окт 2005



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 

Test your Internet connection speed at Speedtest.net